В разгар сезона отпусков я объехал 8 самых горячих областей Украины и отобрал пробы бензина сорта А-95 – самого популярного в нашей стране топлива. После чего отдал взятые пробы в аккредитованную лабораторию для проведения экспертизы соответствие нормативам профильного ДСТУ 7687:2015 «Бензины автомобильные ЕВРО. Технические условия». Увы, выводы неутешительные – нам снова наливают бодягу.
Кого мы проверяли
И это при том, что безродные заправки и прочие noname-«наливайки» вроде подзаборных бочек я игнорировал. В поле зрения спецпроекта «С пистолетом наголо» попали исключительно «сетевые» АЗС (и «глобалисты», и «регионалы») всех ценовых диапазонов – от откровенных дискаунтеров до условного «премиума» – сетей с самыми радушными сотрудниками и негостеприимными ценниками на стеллах.
Почему именно летом
Традиционно именно сейчас наблюдается всплеск продаж – он связан с сезоном отпусков. Большинство отечественных ретейлеров аккумулируют прибыль именно в летний период. Одновременно увеличивается шанс нарваться на «бодягу» – не просто низкокачественное или контрафактное топливо, а именно на суррогатный «шмурдяк». Он изготовлен из запрещённых в Украине компонентов и одинаково вреден и для вашего здоровья, и для здоровья вашего автомобиля.
Популярные сейчас
Рада поддержала автоматизированный арест депозитов должников
Раньше Бундесвера: Украина получила немецкие армейские машины Caracal
Но нынешний год – особенный. Топливный рынок буквально закипает от информационных войн и негативных прогнозов. Банкротство компании WOG Ретейл, блокировка работы сети Glusco по подозрению в торговле некачественным топливом, шокирующие экспертизы топлива, остановка импорта российского топлива и резкое уменьшение импорта белорусского. Плюс как всегда неуклюжая попытка госрегулирования розничных цен на топливо. Но началось все со стремительного роста теневого рынка в середине прошлого – начале нынешнего года, когда в страну буквально хлынул поток безакцизных растворителей. С помощью этих фактически лакокрасочных веществ на мини-НПЗ и нефтебазах варится суррогат, который потом попадает в розничную сеть. И в наши лёгкие.
«Консалтинговая группа А-95» Сергея Куюна выяснила, что сейчас таких «самоваров» в Украине минимум 25. И что один из самых крупных ретейлеров страны – БРСМ-Нафта фактически перестала импортировать А-95, но при этом активно завозит из России безакцизные растворители. С помощью которых «разгоняет» низкооктановые бензины до уровня А-95. Которых у сети теперь сразу три сорта и объемы реализации которых значительно увеличились. Но одно дело – аналитика, основанная на копаниях в фискальных документах и совсем другое – непосредственно экспертиза.
Кто оказался в зоне риска
Мои предыдущие пробы А-95, А-92 и ДТ, взятые в 2019 году у крупнейших «сетевиков», особых нареканий не вызвали. Да, у дискаунтеров все было на грани, но в пределах нормы. В прошлом году, по понятным причинам, всем было не до экспертиз. А вот весенние заборы бензина, которые традиционно проводит «Институт потребительских экспертиз», выявил целый ряд трейдеров, льющего в наши баги откровенный шмурдяк - БРСМ-Нафта, motto, Sun Oil, «Фактор», «ТатНефть», «АС Ойл» и BVS.
Ещё весной водители начали жаловаться на резко ухудшившееся качество бензина. Особенно – на А-95, который чаще всего подделывают, «разгоняя октан» с помощью запрещённых аминов и прочих присадок. Причём нарваться на такую «бодягу» стало возможным даже на брендовых АЗС.
У всех у них серьёзные отклонения по целому ряду параметров – начиная от низкого октанового числа и заканчивая превышением содержания серы, метанола и бензола. И наличием ароматических аминов, в буквальном смысле опасных для жизни (именно их связывают с онкологией легких) и потому запрещенных в Украине. И это при том, что экспертизы традиционно проводятся в Киеве и пригородах, а больше всего бодяги разливается «транзитными» АЗС, расположенными вдоль трасс. Поэтому я и отправился в неблизкий (2,2 тыс. км) путь, чтобы предоставить более объективную картину – как в разгар сезона отпусков обстоят дела с качеством топлива на юге и востоке Украины.
Адреса автозаправочных комплексов и поставщики бензина
Что мы изучали
Экспертиза проводилась по семи основным и семи дополнительным параметрам. В первую очередь интересовали понятные любому автолюбителю показатели – детонационная стойкость, плотность, количество серы, бензола, кислорода, олeфиновых и ароматических углеводородов. Кроме того, был проведён анализ содержания кислородосодержащих соединений, позволяющий определить процент спиртовых и эфирных добавок, а именно метанола, биоэтанола, простых эфиров, изопропилового, изобутилового и третбутилового спиртов плюс прочих кислородосодержащих соединений. Завышенные показатели этих компонентов – чёткий маркер некондиционного топлива.
Как отбирались пробы
Единственно доступным способом – наполнением мерных ёмкостей напрямую из пистолета. Точь-в-точь как заправляется автомобиль. Иначе никак – отраслевой алгоритм издевается над здравым смыслом. Так, он обязует за трое суток предупреждать администрацию АЗС о намерении взять пробу. Понятное дело, что нечистым на руку трейдерам этого времени хватит выкачать всё топливо, промыть цистерны, демонтировать заправочное оборудование и улететь в Панаму. Дальше – всё как обычно: пломбируем по две пробы с каждой АЗС, первую из которых передаём лаборантам, вторую сохраняем на случай «арбитража». То же самое – с кассовыми чеками и копиями необходимых документов.
Сопутствующий сервис
На всех восьми АЗС можно расплатится как наличкой, так и кредитными картами или с помощью смартфона. Все кассиры при нашем приближении одевали маски, чего не скажешь о заправщиках сетей OKKO, amic и U.GO. С документами оказалось чуть сложней. Так, на АЗК ОВИС и parallel необходимые паспорта качества и свидетельства соответствия отсутствовали в «уголке потребителя» и долго не находились, а в последнем случае (бензин Perfekt А-95 Евро-5-Е-5) оказались ещё и частично заполненными от руки.
Результаты экспертизы автомобильных бензинов А-95-Евро5-Е5
Детонационная стойкость
Октановое число – самый главный (и понятный водителям) критерий бензина, показывающий его стойкость к преждевременному воспламенению. Топливо с недостаточным октановым числом воспламеняется в камере сгорания преждевременно, соответственно из-за более низкого КПД повышается расход топлива. В свою очередь работа двигателя с повышенными нагрузками приведёт в преждевременному износу двигателя и раннему капитальному ремонту.
При минимально разрешённых 95 единицах лучший результат по исследовательскому методу показал образец мозырьского топлива из сети ОККО – 96,2 ед. Это даже чуть выше (+0,4) показателя, указанного в сопроводительных документах. Тревожный звоночек – сразу две пробы не дотянули до минимально разрешённого показателя. У бензина в сети motto только 94,6 ед., а у ОВИС – и вовсе 93,1 ед. И это при том, что по документам, обе сети реализуют то же кременчугское топливо, что и amic, и Shell, чьи пробы «мозыря» продемонстрировали синхронный (96 ед.) результат.
Плотность
Удельный вес бензина не оценивает качество бензина напрямую, но позволяет оценить его физические и эксплуатационные свойства. Согласно ДСТУ, плотность А-95 при температуре +15 °С должна быть в пределах 720-755 кг/м3. На этот раз все восемь проб с запасом уложились в «гостовские» требования. Лучший результат – снова у образца ОККО (750,9 кг/м3), а ближе всего к нижнему пределу подошли пробы ОВИС (738,3 кг/м3) и БРСМ-Нафта (739,2 кг/м3).
Содержание серы
Увы, совсем избавится от неё крайне трудно. Во-первых, это значительно повысит себестоимость бензина – слишком уж сложные и дорогостоящих технологии требуются для гидроочистки. Во-вторых, в небольших количествах сера положительно влияет на смазывающие и антикоррозийные свойства. А вот при повышенной концентрации она – вселенское зло. Вступая в реакцию с благородными металлами в каталитических нейтрализаторах, сера быстро выводит конвертеры из строя. Плюс закоксовывает топливные форсунки, впускные клапаны и камеры сгорания, препятствуя прохождению воздуха, чем ухудшает тягово-мощностные характеристики.
ДСТУ допускает содержание не более 10 мг/кг серы. И вновь все пробы вложились в нормативные требования. Лучшими оказались пробы ОККО и U.GO (по 5,4 мг/кг). Интересно, что проба сети parallel, которая торгует тем же мозырьским бензином, что и ОККО, заметно «грязней». Но самое высокое содержание серы – в пробах ОВИС (7,9 мг/кг) и motto (7,4 мг/кг).
Олефиновые и ароматические углеводороды
Именно они в ответе не только за трудно убираемый нагар на стенках цилиндров и топливной аппаратуре, но и за смог и канцерогенные вещества. Отрадно, что олефиново-ароматическая экспертиза так же не стала камнем преткновения – все пробы уложились в нормативы, допускающие максимум 18 и 35% об. соответственно. Но и тут разброс был впечатляющим. Самое высокое содержания олефинов (7,4%) показал образец ОККО, а самое низкое (0,3%) – проба из сети U.GO, которая реализует собственный бензин марки Shebel.
В случае с ароматикой так же все кверху ногами: самые низкие показатели у образцов motto (11,436%) и ОВИС (20,664%), а наиболее высокие – у наиболее «дорогих», взятых в сетях parallel (34,871%) и Shell (34,753%).
Объёмная часть бензола
Фениловый водород не менее пагубно влияет на ресурс силовых агрегатов, смывая защитную масляную пленку с трущихся поверхностей, тем самым ускоряя выработку внутренних стенок цилиндров, поршней и колец. Его повышенное содержание – один из признаков бодяги, полученной путём смешивания низкооктанового бензина и растворителей. Стандарты допускают не более 1% об. бензола. И снова антирейтинг возглавляют пробы motto (2,1%) и ОВИС (1,6%), в то время как лучший показатель – у БРСМ-нафта (0,253%).
Кислород
ДСТУ регулирует и содержание кислорода – не более 2,7% м. ч. И снова выпадающие результаты у motto (9,3%) и ОВИС (3,52%), в то время как у лучшего образца (Shell) это значение – меньше процента.
Результаты экспертизы кислородосодержащих соединений в автомобильных бензинах А-95-Евро5-Е5
* кислородные соединений с температурой конца кипения не выше +210 °С
Объёмная часть кислородосодержащих соединений
Данные этой таблицы мало что скажут обычному автомобилисту. Столь подробная экспертиза нужна была на случай, если бы все пробы, как и в 2019 году, показали примерно одинаковый положительный результат. Но на этот раз они оказались более чем полярными. Здесь однозначно лучший показатель у бензина Shebel (сеть U.GO) – шесть нулей в семи позициях. Стабильно худшие результаты у пробы motto, с первой же экспертизы занявшей лидирующее положение среди отстающих. Например, концентрация метанола просто пугающая – 11,2% при максимальных 3%, а этеров – 20,6% при 15%. Не отстаёт и ОВИС, у которого последний показатель равен 18,4%. Так что заправляться на этих заправках – всё равно что угощаться палёной водкой.
Где деньги, бензин?
Почему же «бензин» у motto и ОВИС так плох, в то время как пробы amic и Shell в полном порядке? Ведь все они торгуют одним и тем же кременчугским А-95…
Вариантов как минимум три. Либо оба дискаунтера подделывают документы и под видом фирменного топлива разливают «бодягу», либо же используют «разгоняющие» присадки, либо покупают топливо не на прямую у производителя, а у алчных посредников. Интересно узнать мнение на этот счёт у самой «Укртатнафты», ведь это её прямые репутационные риски. Свет на ситуацию могла бы пролить «арбитражная» проба бензина, взятая на фирменной АЗС этой сети. Но кто же знал, что результаты топлива одного и того же производителя будут столь полярными? С другой стороны, экспертиза Shebel, другого отечественного бензина подтверждает, что при прямых поставках (и фирменная сеть U.GO, и завод находятся в Харьковской обл.) проблем с качеством нет.
Результаты экспертизы говорят сами за себя – заправка снова стала рулеткой. Ни сопроводительные документы, ни именитые поставщики, ни высокая цена не дают никаких гарантий. Если ещё год назад нарваться на аминосодержащий «самовар» можно было только на noname-заправке, то сегодня – даже на брендовых АЗС.
Вместо вывода
Увы, жажда наживы «здесь и сейчас» перевешивает возможные репутационные риски некоторых, казалось бы, вполне состоявшихся ретейлеров. Поэтому советую остерегаться подозрительно низких цен и сетей-дискаунтеров. Особенно тех, кто постоянно жонглирует поставщиками топлива, не чураясь малоизвестных НПЗ. Экспертиза показала, что завышенная цена – так же не панацея. Бензин Perfekt сети parallel до сих пор самый дорогой А-95 в Украине – 32,49 грн, но никакими сверхталантами он не обладает, во многом уступая А-95 Евро от ОККО, который так же торгует мозырьским бензином. Поэтому лучше заправляться или на фирменных АЗС, торгующих собственным топливом, либо у сетевиков, постоянно работающих с единым поставщиком.
Автор: Сергей Суховский
.