Зима в нынешнем году обещает быть такой же капризной, как и в предыдущие годы. За заморозками следуют потепления. В такое время года водителей на дорогах часто поджидает гололед и туман, что приводит к увеличению случаев ДТП. Сегодня мы расскажем, как сделать так, чтобы снизить риск аварии в тумане.
Скорость
Все знают, что скорость должна быть безопасной. Но как определить, какую именно нужно выбрать скорость в сложных дорожных условиях - когда туман, сумерки, гололед?
Опытные водители для самопроверки на безопасном участке дороги при отсутствии других участников дорожного движения резко бьют по тормозам. Если тормозной путь намного меньше расстояния видимости, значит, скорость выбрана правильно (например, при видимости в 150 м путь не должен превышать 40 м).
Мы рекомендуем на скользком покрытии держать дистанцию до впереди идущего автомобиля как минимум втрое большую, по сравнению с дорогой с нормальным покрытием. Учтите, расстояние видимости может сокращаться из-за темного времени суток или плохих погодных условий.
Стекла
При заметной разнице температуры воздуха в салоне автомобиля и на улице происходит запотевание стекол. Самый простой способ решить эту проблему - направить на стекло сильный поток теплого воздуха, а переключатель забора воздуха перевести в положение "улица". Но если у вас новый автомобиль, оснащенный салонным фильтром, а сам фильтр давно не менялся, это может и не помочь. Придется купить новый фильтр. Это обойдется вам примерно в 200 гривен.
Можно воспользоваться также специальной жидкостью, которой в целях профилактики обрабатывают изнутри стекла. Стоит она от 30 гривен. Перед обработкой стекла нужно обезжирить.
Оптика
Некоторым водителям знакома ситуация, когда вечером на трассе или во время дождя, сильного тумана выходит из строя лампочка ближнего света. Правила дорожного движения запрещают эксплуатацию автомобиля с неработающей левой фарой. Нужно вызывать эвакуатор, брать буксир или ждать утра.
Если же продолжить путь с поломкой, то в условиях ограниченной видимости водитель встречного авто может неправильно определить ваши габариты, что сильно увеличивает риск аварии. Он может, например, подумать, что навстречу ему движется мотоцикл.
Увеличивает риск ДТП и движение автомобиля с неработающими задними фонарями. Водители такие машины замечают слишком поздно.
Особенности движения в тумане
Оптический обман. По статистике, из всех аварий, случившихся в тумане, примерно почти 80% - столкновения с идущим впереди автомобилем. Дело в том, что глазу человека все предметы в тумане представляются примерно в два раза удаленными, чем в действительности.
Помимо всего прочего, в тумане меняется цвет всех предметов, кроме красного. Желтый цвет в тумане становится красноватым, а зеленый – желтоватым.
Свет фар. В тумане нужно ехать только при ближнем свете фар, который в какой-то степени еще освещает дорогу. Но лучше использовать противотуманные фары с низким и широким пучком света. Если включить дальний свет, то он, отражаясь в водяных каплях, создает непрозрачную среду и ослепляет водителя.
Габариты. Габаритные огни предназначены для визуального обозначения размеров движущегося или остановившегося автотранспорта. Их нужно включать и осенью, и зимой, и весной, а днем - желательно вместе с ближним светом.
Но в тумане часто возникает ситуация, когда фары не помогают. Поэтому включают «аварийку».
Габариты авто
Бывают ситуации, когда водитель из-за возникшей технической неисправности вынужден в туман остановить автомобиль в месте, где остановка и стоянка запрещаются или просто в ряду. В этом случае водитель обязан включить «аварийку», а если она неисправна или её нет - выставить на расстоянии 26-30 м позади машины знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.
Тормозите двигателем
Многие автомобилисты не могут сохранить контроль над автомобилем в экстренной ситуации, особенно это касается приемов торможения. При появлении препятствия водитель просто нажимает на педаль тормоза. Летом этого вполне достаточно, чтобы вовремя остановиться, а зимой - нет. Автомобиль идет юзом (без ABS), или тормозной путь увеличивается на 2-3 метра.
Опытные водители рекомендуют тормозить короткими качками. Сально нажать на педаль и отпустить ее несколько раз, пока автомобиль не остановится, а подтормаживать плавным и легким нажатием на педаль.
Для повышения эффективности торможения используют торможение двигателем, быстро переходя с повышенной на пониженную передачу. Опытные водители рекомендуют не нажимать на педаль сцепления до полной остановки автомобиля. Даже если двигатель заглохнет, сэкономленные сантиметры спасут от столкновения.
Осторожно, пешеходы!
При тумане довольно часто случаются ДТП с участием пешеходов, так как водители замечают их в самый последний момент (иногда они их вообще не видят). Недавно Верховная рада Украины приняла законопроект, согласно которому пешеходы в темное время суток или в условиях плохой видимости должны иметь на одежде светоотражающий элемент. Ожидается, что это поможет снизить количество ДТП с их участием.
Ранее немецкий автомобильный клуб ADAC призвал водителей обязательно снимать верхнюю одежду в автомобиле зимой.