Современные двигатели в силу определенных причин не такие надежные, какими были силовые агрегаты еще пару десятков лет назад. Часто у моторов образуются задиры, после чего их жизнь практически заканчивается. Но отсрочить безвременную кончину двигателя вполне возможно, считают эксперты журнала "За рулем".
Что такое задир?
Задир - взаимное повреждение поверхностей трения при их работе без зазора, то есть без смазки. Движение без смазки приводит к микросвариваниям выступающих элементов микронеровностей. Срыв этих частиц ведет к дальнейшему росту температуры. В случае с цилиндром это еще больше увеличивает диаметр поршня - задир растет. В результате - разрушение поршня, шатуна, блока цилиндров и, не исключено, коленвала.
Чаще задирает ту стенку поршня, на которую действуют силы от наклоненного шатуна при рабочем ходе.
Поэтому лучше себя чувствуют моторы, где с этой стороны расположен более холодный впуск, а не горячий выпуск. Выгодны моторы с выпуском на передней стороне мотора.
Популярные сейчас
Рада поддержала автоматизированный арест депозитов должников
Раньше Бундесвера: Украина получила немецкие армейские машины Caracal
Задиры в цилиндре
Невидимый перегрев
Во многих современных автомобилях указатели температуры настроены так, что не начинают "бить тревогу", даже если температура двигателя достигает +110 градусов. Поэтому опытные водители устанавливают дополнительное устройство для контроля за температурой. Так они избегают задиров в цилиндре.
Когда прихватит?
В современных силовых агрегатах прихват возможен при перегреве, когда поршень расширился больше расчетного, при большой нагрузке на холодном моторе, когда поршень нагрелся и расширился, а цилиндр не успел, а также при плохой смазке пары поршень-цилиндр.
Кроме того, задиры могут возникать из-за того, что автопроизводители экономят на установке форсунок, подающих масло на днище поршня и при неумеренном использовании пусковых жидкостей, когда смазка со стенок цилиндров смывается, а потом происходит резкий запуск, и выход мотора на высокие обороты.
Пыль и песок
Картина, похожая на задиры, появляется на стенках и юбках поршней при попадании в цилиндры посторонних частиц – пыли и песка.
Песок попадает, например, при замене свечей (если колодец был недостаточно очищен). Также впускной тракт может подсасывать пыль и песок как до дроссельной заслонки, так и после. Из-за чего? Из-за усохших резиновых прокладок или соскочивших трубочек механизмов, управляемых вакуумом.
Кроме того, даже вакуумный усилитель тормозов потихоньку подает во впускной трубопровод двигателя воздух, но где гарантия, что в нем нет пыли?
Такие повреждения цилиндра, поршня и колец не надо путать с задиром. Это абразивный износ крупными частицами песка.
Иногда водители могут сами отправить пыль на впуск при замене фильтра. А неправильно установленный элемент постоянно подает пыльный воздух в силовой агрегат.
Частицы керамики
В цилиндры двигателя через открытые выпускные клапаны могут также попасть частицы керамики от разрушающегося каталитического нейтрализатора, что происходит при пробеге 50–150 тысяч км. Если он керамический и если применена схема с катколлектором.
Нужно отметить, что на двигателях с турбонаддувом такое явление невозможно. Этому мешает турбонагнетатель.
Как продлить жизнь двигателю
Для этого нужно соблюдать простые правила. В частности, необходимо контролировать температуру мотора, не допускать перегрева, своевременно мыть радиаторы.
После холодного пуска нужно немного прогревать силовой агрегат, а дальше двигаться, не давая больших нагрузок до полного прогрева.
Нужно следить за исправностью каталитического нейтрализатора, использовать качественное топливо и масло, а также покупать качественные воздушные фильтры и правильно их менять.
Ранее мы рассказали, как проверить двигатель при покупке б/у автомобиля.